Мифы древних славян 2.

 

 

Стрибог. (А. Н. Фанталов, изображение тушью).

Стрибог, вероятно, считался у славян богом ветра.

 

 

Легенда об огненном змее. (А. Н. Фанталов, изображение тушью).

Огненный змей в славянских легендах летучий дух, олицетворяющий падающую звезду, метеор, молнию. "Народные поверья приписывают змею демонские свойства, богатырскую силу, знание целебных трав, обладание несметными богатствами и живой водой, наделяют его способностью изменять свой страшный, чудовищный образ на увлекательную красоту юноши, заставляют его тревожить сердца молодых жен и дев. Пробуждать в красавицах томительное чувство любви и вступать с ними в беззаконные связи". (А.Н. Афанасьев).

 

 

Велес. (А. Н. Фанталов, рисунок тушью).

С идентификацией славянского Бога Земных Сил не возникает проблемы, ибо восточнославянский Велес (Волос) чрезвычайно близок балтскому Велсу (Велнясу). Он пользовался популярностью и считался богом “всей Руси” в противовес Перуну – покровителю княжеской дружины. В Киеве идол Перуна стоял на горе, а идол Велеса на Подоле, в нижней части города. В древнерусских источниках Велес выступает как бог скота и богатства. “Слово о полку Игореве” называет легендарного песнопевца Бояна (возможно, жившего при дворе Ярослава Мудрого) “Велесовым внуком”, что отражает связь Бога Земных Сил с обрядовыми и, в генезисе – жреческими функциями.

Велес оставил богатый след в народной религии славян. В Зимние святки, проходившие с 25 декабря по 6 января (с 7 января по 19 января по новому стилю), а также на масленицу – 24 марта (6 апреля) проводилось ряженье в звериные (турьи и медвежьи) маски и вывороченные мехом наружу тулупы, со скотными колокольцами у пояса. Этот обычай сохранялся у болгар до второй половины 20 века (Рыбаков, 1994, 428 – 430). С именем данного божества связан и обычай оставления последних колосьев в поле, “Велесу на бородку”.

 

Мифы викингов 1.

Меню

Hosted by uCoz